Рай, ушедший под воду
Мчсон Валентайн, открыл в 1959 г. на дне моря в районе Багамских островов так называемую «Улицу Бимини». «Это было как во сне — она простиралась передо мной, похожая на одну из тех белых улиц для торжественных процессий, какие строили индейцы племени майя», — рассказывал. Спустя 9 лет на мелководье архипелага в чистой воде были обнаружены другие подводные скальные структуры, выглядевшие так, будто их построил человек. Природа ли создала эти каменные формации, или это следы древней мифической Атлантиды? Или легендарного островного государства Бимини, блаженной земли, о которой повествуют предания лукайос — индейского племени, обитавшего на Багамских островах до прихода Колумба и истребленного в XVI в.?
Не покоится ли на морском дне перед Багамским островным раем древний город? Когда Колумб в 1492 г. высадился на тропических островах, туземные индейцы рассказали ему об островном царстве Бимини, на котором били источники вечной молодости и обитало племя прекрасных женщин. Испанские завоеватели не
смогли отыскать сказочную райскую страну. Может быть, к тому времени она уже ушла под воду? Спусти примерно 50 лет европейцы полностью уничтожили островное племя лукайос. Вместе с индейцами от нас навсегда ушли знания о загадочном царстве на островах Бимини.
Бимини, один из островов, принадлежащих индейцам лукайос. Он лежит к югу от Багамских островов недалеко от побережья Флориды в координатах: 298° долготы и 25° широты. Подойти к острову на судне довольно трудно, поскольку его окружают многочисленные подводные рифы, вокруг которых обычно бушуют сильные волны. Островная природа очень привлекательна, много фруктовых деревьев, а некогда остров был весьма знаменит благодаря источнику, якобы возвращающему молодость. Раньше с соседних островов сюда переселялись мужчины, потому что здесь обитало племя прекрасных женщин.
Остров Бимини описывается «Большим полным универсальным словарем всех наук и искусств» Цедлера (1732—1754) благословенная земля. Географы имели весьма приблизительное представление о местонахождении подобных чудесных мест. Поэтому удивительно, что в Словаре можно найти координаты этого острова. Действительно, острова Бимини можно найти и в современных атласах. Речь идет о двух крошечных окруженных рифами островах, лежащих на 2542' северной широты и 79°25' западной долготы. Разумеется, ни о каком источнике, дарующем молодость, не может быть и речи. Составитель Словаря, очевидно, что-то не так понял или перепутал.
Для того чтобы определить корни ошибки, нужно возвратиться ко временам Христофора Колумба, в 1492 г., когда небольшая флотилия впервые приблизилась к берегам Нового Света. Колумб высадился на островах между Флоридой и Кубой. Колумб назвал аборигенов и группу островов, на которых обитало это племя, одним и тем же именем — лукайос. Сегодня архипелаг именуют Багамскими островами, а племени лукайос из народа араваков более не существует.
Во втором плавании Колумба принимал участие Хуан Понсе, известный как Понсе де Леон, впоследствии завоевавший Пуэрто-Рико. Из Пуэрто-Рико он вторично посетил Багамские острова, куда Колумб больше не заходил. От индейцев лукайос он узнал об островном государстве Бимини, той сказочной стране, где бьют источники молодости. Он снарядил поисковую экспедицию, однако легендарную страну не обнаружил. Вместо нее Понсе де Леон открыл побережье Американского материка, названное Флоридой. Однако картографы и конкистадоры отнеслись со всей серьезностью к рассказам о стране Бимини и нанесли ее на морские карты. Лишь много лет спустя это название было перенесено на два небольших островка, в длину не более 20 км каждый, которые не имеют ничего общего с легендарным царством. В Словаре Цедлера реальность и предания слились в одно целое.
Наступил конец эпохи
Тем не менее испанское правительство назначило Понсе де Леона «губернатором Бимини и Флориды». Правда, этот благозвучный титул обозначил лишь притязания золотоискателя: страны Бимини в том виде, как ее представляли, не существовало, а на Флориде жили индейские племена калуса и тимукуа, мужественно защищавшие свою землю от захватчиков. В одном из сражений с ними в 1520 г. Понсе был смертельно ранен. Европейцы ответили грандиозной резней, во время которой оба племени были истреблены до последнего человека. Индейцам лукайос, крайне добродушным и миролюбивым, была определена жестокая судьба. Испанские завоеватели выдавали себя за богов, которых индейцы уже давно ожидали. Они утверждали, что прибыли сюда, чтобы забрать с собой лукайос на каравеллах в небесные обители.
На борт кораблей, которыми командовал капитан Овандо, поднялись от 30 000 до 40 000 легковерных туземцев. То был путь в рабство. Большинство из них умерли во время плавания. У индейцев не было иммунитета против занесенных из Европы инфекций. Судам, следовавшим за кораблем Овандо, не было нужды прокладывать путь навигационными средствами, они определяли курс по трупам индейцев, которых ранее сотнями выбрасывали за борт.
Выжившие лукайос отправлялись в качестве рабов на побережье Кубы или на остров Гаити, который тогда назывался Испаньола, где их заставляли заниматься опасным промыслом добычи жемчуга или работать на золотоносных рудниках. Долго никто не выдерживал. Требовались все новые невольники. И в течение нескольких таких экспедиций Багамские острова обезлюдели. Около 1540 г. племя лукайос исчезло полностью. Вместе с ним навсегда были утрачены сведения о сказочном островном государстве Бимини.
Ситуация изменилась лишь в 1923 г. В то время внимание общественности США привлек визионер, Эдвард Кейси, впоследствии приобретший мировую славу под псевдонимом «Спящий пророк». Главным образом он занимался тем, что в состоянии транса устанавливал поразительно точные диагнозы и предписывал больным действенные медикаменты. Его успехи в области лечения неоспоримы.
Иногда видения Кейси выходили за рамки медицины, и он предсказывал события будущего. Его прогнозы доходили до 1998 года. С 1923 г. «Спящий пророк» неоднократно указывал на происшествие, которое, по его данным, должно было случиться спустя 45 лет: «И Посейдия будет среди первых частей Атлантиды, которые снова поднимутся. Ожидайте этого шестьдесят восемь и шестьдесят девять (1968 и 1969). Уже недолго».
Во время другого транса Кейси уточнил, где поднимется «Посейдия»: «Есть возвышающиеся части, некогда составлявшие континент Атлантиду. Британская Вест-Индия или Багамские острова и часть, которую можно увидеть сегодня, если сделать геологическую съемку; эти (части) определятся прежде всего в районе Гольфстрима».
Согласно Кейси, мифическая Атлантида, прежде чем погрузиться под воду, раскололась на пять больших островов. Самыми крупными были Посейдия, Ариан и Ог. В трансе он увидел их разбросанными между Азорскими островами и западным побережьем США.
В 1968—1969 гг. внимание многочисленных владельцев небольших судов, водолазов-спортсменов, профессиональных и непрофессиональных пилотов было приковано к указанным районам. Среди них оказались Роберт Браш и Тригг Адаме, два американских пилота, совершавших рутинный полет над Багамскими островами. И хотя они не стали свидетелями появления новых островов, тем не менее им удалось открыть не-
...раскололась на пять островов
что особенное. На небольшой глубине вблизи острова Андрос неподалеку от Пайн-Ки они заметили на фоне светлого песчаного дна четко проступающие темные протяженные образования, напоминающие каменную кладку. По форме они соответствовали прямоугольному строению с длиной стены от 30 до 18 м. Примерно треть прямоугольника была отгорожена внутренней стеной.
Начались лихорадочные поиски, и уже вскоре в кристально чистой воде в прибрежной зоне Багамского архипелага были обнаружены другие скальные подводные структуры, выглядевшие так, словно их создала рука человека.
Армия наблюдателей разделилась на две партии: на убежденных — зачастую чересчур легковерных — сторонников и скептиков, в том числе резких противников. Ученики «Спящего пророка», разумеется, немедленно объявили находки грандиозным подтверждением прогнозов своего учителя. Разве он не утверждал, что Посейдия откроется в 1968—1969 гг.? Естественно, в глазах почитателей пророчество Кейси не означало непременный выход Посейдии на поверхность моря, вполне достаточно было обнаружения древних стен. Вполне вероятно, что морской грунт действительно поднялся, впервые за тысячелетия предъявив человечеству неизвестные образования.
В самом деле, океанографы в последние десятилетия зафиксировали тектонические подъемы в районе Багамских островов. По их мнению, уровень морского дна и в дальнейшем будет неуклонно подниматься.
С другой стороны, противники Кейси подчеркивают, что эти образования, вероятно, можно было наблюдать уже давно, до времени исполнения пророчества, но их никто не искал. Этим можно объяснить и кажущееся совпадение даты открытия — с пророчеством. На самом деле еще в 1959 и 1960 гг. д-р Дж. Мэнсон Валентайн, неоднократно совершая полеты между островами Бимини и Ориндж-Ки, обнаружил на малой глубине каменные образования, похожие на улицы, сооружения геометрической формы со множеством углов и закоулков и круги, также выложенные из камня. На глубине не более 5,5 м у северо-западного побережья северной группы островов Бимини он увидел нечто, что выглядело наподобие булыжной мостовой, выложенной из больших блоков, скругленных по бокам и углам. Большая часть этих глыб имела прямоугольную форму, некоторые — почти квадратную. Самые крупные блоки достигали в длину от 3 до 6 м. То, что Дж. Мэнсон Валентайн принял за мостовую, могло быть верхней частью стены, которая протянулась более чем на 300 м. Примерно в 30 милях к югу от южной группы островов Бимини на мелководье Валентайн заметил еще одну протяженную каменную гряду, вытянутую по прямой, а рядом темный поросший водорослями прямоугольник. А еще 20 миль южнее, чуть к северу от Ориндж-Ки, на плоском грунте на глубине всего в 2 сажени покоились многочисленные едва заметные прямоугольники.
Город на дне моря
Что еще скрывается на дне моря, омывающего острова Бимини? Выходящий в Майами журнал и периодические издания, специализирующиеся на проблемах подводной археологии, регулярно сообщали о новых находках. Авторами статей наряду с д-ром Валентайном активно выступали подводный исследователь Дмитрий Ребиков и граф Пино Туролла, которые, в частности, на протяжении десятилетий занимались археологией с использованием небольшой подводной лодки. Ученые открыли «явно искусственно обработанные каменные плиты в форме шестигранников диаметром чуть более двадцати сантиметров, которые лежали на берегу кучей или были уложены прямыми и параллельными линиями». Некоторые образования на морском дне имели форму больших полумесяцев или напоминали границы дворов.
Сияющие опаловым светом кристально чистые воды Багамского архипелага таят в себе неведомые находки. Каково происхождение гигантских каменных блоков, местами проступающих из морского грунта и напоминающих каменную кладку? Природные образования или следы человеческой деятельности?
Между знаменитыми рядами каменных блоков в «северной части островов Бимини», которые имеют высоту от 6 до 20 м, ныряльщики обнаружили следы или отпечатки наподобие колеи, известные по доисторическим культурам Мальты. На восточной оконечности архипелага Бимини за 5 лет морское дно поднялось настолько, что в 1973 г. ученые смогли обстоятельнее исследовать верхушку стены, обнаруженную в 1968 г. Она оказалась сооружением типа вала или насыпи и по форме представляла собой огромный треугольник. Своей наиболее длинной стороной она примыкала к прямоугольнику размером с футбольное поле. В свою очередь западная часть этой площадки была окаймлена подобием каменной плотины, сложенной из крупных необработанных блоков, через которую извиваясь проходил канал. Валентайн принял это сооружение за исполинский резервуар для воды с подводящим трубопроводом. В северной части этого сооружения он усмотрел три концентрических окружности, по форме напоминающих глаз. Подобные структуры знакомы нам по другим доисторическим культурам, существовавшим в различных районах мира.
Археологи в подводной лодке
Образования, обнаруженные на мелководье вокруг островов Бимини, значительно превосходят по размеру те, что были известны науке до сих пор. Вот только не было найдено ни одного керамического изделия, украшения, инструмента. Поэтому полученные данные в сумме не могут служить доказательством, что мы имеем дело с рукотворным сооружением. Геологи утверждают, что известные им на сегодняшний день по фотоснимкам подводные структуры из района островов Бимини с таким же успехом могут иметь естественное происхождение. Д-р Валентайн и сам не исключает такой возможности. Ведь известны же науке удивительно правильные каменные создания в других частях света, возникшие без участия человека, например, ландшафт с базальтовыми колоннами Джайентс Козвэй под Бушмиллсом на северном побережье Ирландии. Отдельные признаки, правда, могут оспаривать мнение о естественном образовании подводных сооружений Бимини, к примеру, траншея шириной примерно 60 см и такой же глубины, прямой линией протянувшаяся по дну на значительное расстояние. Сюда же следует отнести то обстоятельство, что среди огромных каменных блоков мостовой тут и там торчат вертикальные столбы, — факт, не укладывающийся в картину ее натурального возникновения. Не перестает удивлять и трассировка циклопической стены, проложенной не то людьми, не то природой: ее углы размечены с геометрической точностью.
Каменная кладка на значительную глубину уходит в мягкие отложения. Белый коралловый песок и густой дерн укутывают стену настолько, что местами заметна только ее верхушка. В лучшем состоянии находятся, как правило, именно нижние ряды кладки, переходящие в фундамент. Но он-то как раз скрыт под отложениями толщиной от 0,5 до 1 м.
Овеянные легендами — неимеющие возраста
Ничто не указывает на возраст циклопических каменоломен. Хотя известно, что во время последнего ледникового периода, то есть более 8000 лет назад, мелководье у Багамских островов было сушей. Однако делать заключение на одном этом основании о возникновении предполагаемых руин в период палеолита или еще раньше было бы легкомысленно. В тектонически нестабильной зоне отдельные участки морского дна поднимаются и опускаются настолько часто (в геологическом смысле), что нет возможности даже приблизительно установить, в какое время те или иные части грунта находились затопленными или поднимались над уровнем моря. До того, как овеянная легендами земля снова не окажется сушей и не будет доступна для археологических раскопок, наука вряд ли сможет раскрыть загадку островов Бимини. Возможно, однако, что Кейси сказал правду, и древняя страна в ближайшее время действительно выйдет на поверхность. Некоторые геологические явления говорят в пользу этого прогноза.
В поисках Святого Грааля
Поиски святого Грааля — один из наиболее популярных сюжетов в истории христианства. По легенде, Грааль — это чаша, которой пользовался Христос на тайной вечере. После Иосиф Ариматийский, дядя Христа, сумел заполучить эту чашу у Понтия Пилата и переправил ее Британию, где Грааль стал талисманом первых христиан. Захороненная или потерянная где-то близ Гластонбери — первого центра христианства в Британии, — чаша стала объектом поисков, которые продолжались много веков. Рыцарям короля Артура каким-то образом удалось разыскать Грааль — к тому времени чаша считалась не только христианской святыней, но и неким волшебным сосудом, содержимое которого дарит обладателю вечную молодость и неземную мудрость. Вскоре Грааль исчез так же загадочно, как и был найден — с тех пор его поиски не прекращались.
Такого рода смешение оккультизма и религиозной легенды ставит Грааль особняком от других христианских святынь и делает его весьма существенным элементом в поисках утраченного знания. Вопрос номер один: насколько велика достоверность физического существования Грааля и его перемещения в Британию. Первые свидетельства производили обнадеживающее впечатление. В Евангелии отражен доказанный исторический факт: Иосиф и Никодим похоронили тело Христа. Предположение относительно того, что Иосиф — дядя Христа (в Библии об этом ничего не говорится), выглядит правдоподобно хотя бы потому, что Пилат распорядился отдать тело именно ему: поскольку Христос считался преступником, его должны были похоронить в особой могиле: по римским и иудейским законам, требование на иное захоронение тела могли предъявлять только родственники покойного.
Оловянные копи Корнуолла
Святой Матфей рассказывает нам, что Иосиф был человеком состоятельным, и у нас нет никаких оснований подвергать его слова сомнению: если Иосиф мог себе позволить установить на могиле Христа надгробие, значит, он был действительно богат. По купеческой традиции тех лет он зарабатывал деньги на добыче олова, а легендарное путешествие с Граалем в Британию — маршрут Иосифа — в точности совпадает с классической схемой перемещения судов с оловом, которую незадолго до рождения Христа описал греческий автор Диодор Сицилийский. С отливом, писал он, олово перевозят на остров Иктис (по-видимому, речь идет об острове Сент-Мишель в заливе Маунтс-Бей, Северный Корнуолл). «Отсюда купцы перевозят купленное у местных жителей олово в Галлию: лошади с мешками олова 30 дней идут через Галлию к устью реки Рейн».
Традиции ремесла были развиты в Северной Франции, Западной Ирландии, Северном Лондоне и в оловодобывающем регионе Корнуолла — все они свидетельствуют об участии Иосифа в оловянном «бизнесе». С особым рвением Иосиф вел свои дела в Корнуолле. В начале XX века были записаны такие слова одного из кузнецов по олову: «Братство рабочих по металлу одно из самых старых — как и все мастеровые, мы бережно храним наши традиции. В частности, жива легенда, что Иосиф приводил в Корнуолл свои корабли — однажды он привез сюда младенца Христа и Деву Марию; они сошли на берег острова Сент-Мишель».
Путешествия Христа
Визит юного Христа в Британию в сопровождении своего дяди Иосифа исторически возможен, что подтверждается некоторыми местными легендами. Нет никаких данных о жизни Иисуса, когда он был в возрасте от 12 до 30 лет (возникновение христианской веры), распространено мнение, что в это время он находился вдали от родины. В устье реки Кэмел, Корнуолл, вдоль дороги на Гластонбери имеется так называемая «стена Иисуса». В маленькой деревне Придди, что в 12 километрах севернее Гластонбери, до сих пор сохранилась легенда (каким-то образом связанная с историей о странной энергии, исходящей из каверны под церковью), что еще мальчиком Христос был здесь — среди местных жителей распространена присказка: «Это так же верно, как то, что Спаситель наш был в Придди». В Галилее версия о том, что Иисус был плотником, подкрепляется убедительным рассказом: он отправился в Британию на торговом судне в качестве корабельного плотника — судно вышло из Тира, однако сильные штормы на всю зиму привязали его к берегам Западной Британии.
Таким образом, имеется немало исторических и археологических свидетельств о старых связях Святой Земли и Британии — в пользу этого говорит и тот факт, что в Британии христианство распространилось почти сразу же после смерти Христа. Живший в VI веке писатель Гилдас утверждает, что идеи Христа начали овладевать умами британцев в последний год царствования Тиберия, то есть всего через четыре года после распятия Иисуса. На металлическом винном
кубке I века н. э., который был найден у стены Адриана, обнаружены символы раннего христианства. Местность Гластонбери, в древности называвшаяся Гластонией, особо отмечена в религиозных текстах — в частности, говорится о том, что храм здесь был еще до того, как в VI веке н. э. сюда прибыли миссионеры католической церкви.
И наконец, еще один факт: сам Иосиф представляется фигурой весьма заметной и значительной — вряд ли он оказался бы своего рода связующим центром этой легенды, не будь она в достаточной мере подлинной. Как отметил писатель Джефри Эш, «разговоры о том, что святой Иосиф посещал Британию, ведутся слишком давно, поэтому, даже учитывая исторические обстоятельства, это не может быть просто вымыслом». Но кто был Иосиф? Просто богатый купец, обратившийся в христианство? Или же он действительно приходился Христу дядей и путешествовал с юным племянником? А если так, возвращался ли он в Британию после его распятия? И привез ли с собой святой Грааль?
Средневековые легенды
Здесь мы ступаем на зыбкую почву, и главной опасностью является то обстоятельство, что католическая церковь Британии не причисляет Иосифа к лику своих святых. В биографии Сент-Данстена, написанной примерно в 1000 году, и в книге «Античность» Уильяма Малмсберийского, датированной 1125 годом, говорится о религиозных традициях Гластонбери периода раннего христианства, но ни в одной из них Иосиф даже не упоминается — упущение весьма серьезное, особенно если учесть, что, по легенде, именно Иосиф основал там первую церковь Знаменательным представляется и то, что в более позднем переиздании книги Уильяма Малмсберийского, уже после того как легенды о рыцарях «Круглого стола» и об их находке святого Грааля стали популярны и во Франции, в тексте имеются ссылки на Иосифа — создается впечатление, что именно в тот период и родилась легенда о связи Иосифа с Христом и святым Граалем.
В английский фольклор история о святом Граале попала в XV веке, когда была опубликована книга Томаса Мэлори о короле Артуре и его рыцарях. Автор работал с французскими источниками и назвал свою версию поисков святого Грааля «История чаши Грааля, наскоро переведенная с французского, описывающая приключения и странствия правдивейшего и святейшего человека в мире».
Оккультные символы
Конкретный французский источник, на который опирался Мэлори, неизвестен, однако не исключено, что он пользовался древними манускриптами, в частности самой ранней из известных работ — трудом бургундца Робера де Борона. Эта книга — ключ к разгадке тайны святого Грааля. Здесь легенда пересказана таким образом, что не остается ни малейших сомнений в том, что в основе романтической христианской саги о Граале заложен скрытый оккультный смысл. Грааль был дохристианским кельтским символом, которому удалось уцелеть благодаря тому, что чашу замаскировали под христианскую святыню. Как намекает автор, истинным хранителем Грааля был вовсе не Иосиф, а всесильный языческий бог Бран: согласно древнему кельтскому мифу Бран обладал магическим котелком, питье из которого воскрешало мертвых.
В книге Робера де Борона бог Бран выведен в качестве Брона, шурина Иосифа. У этого персонажа, появляющегося во всех более поздних книгах о Граале, нет прообраза в Библии — вполне возможно, что он был придуман с самыми благими намерениями, которые становятся понятными к концу повествования, когда Брон, также именующийся Богатым Рыбаком, принимает эстафету хранителя Святой Чаши у Иосифа и таким образом становится гораздо более важной фигурой, чем сам Иосиф. Грааль остается в руках сподвижников Богатого Рыбака до тех пор, пока поиски рыцарей короля Артура не увенчиваются успехом. Аналогии между Броном (Богатым Рыбаком) и Браном (кельтским богом) уловил ученый Роджер Шерман Лумис — эти аналогии настолько очевидны, что речь может идти только об одном человеке. Согласно различным источникам Богатый Рыбак был ранен во время битвы копьем в бедро — это произошло как раз в тот момент, когда Бран напал на Ирландию. Оба были щедры, оба вели своих сторонников на запад, в то место, где жизнь проходит в тихой идиллии, неподвластная стремительно бегущему времени. Даже прозвище Богатый Рыбак можно объяснить тем, что когда-то Бран был морским богом.
Магические сосуды
Окутан тайной и сам святой Грааль. В ранних христианских документах он обычно описывается в виде большой миски, внутри которой находится гостия, предназначенная для некоего странника. Считалось, что Грааль содержит в себе ключ к многим тайнам, и молодой рыцарь короля Артура сэр Персиваль потратил немало сил, чтобы открыть секрет чаши. Лишь позже (но до того, как начали упоминать Иосифа) возникла легенда, что именно этой чашей пользовался Христос для ритуала тайной вечери.
Такое представление о магической сути Грааля имеет очень много общего с сосудами и кубками из кельтского мифа. Бран (снова это имя!) какое-то время владел одним из таких сосудов, суть которого, по утверждению, сводилась к следующему: «заколотый в битве воин поливается жидкостью из котелка, и к утру он будет здоров, однако лишится дара речи». По легенде, тот же самый котелок обладал способностью отличать трусливых и слабых воинов от храбрецов: «если в него положить пишу трусливого, котелок никогда не закипит, но с едой для отважного воина котелок закипает мгновенно». Среди другой кельтской волшебной посуды было блюдо, принадлежавшее королю Риддерку, — оно имело свойство «мгновенно давать ту пищу, которую пожелаешь». Похожая сказка связана с «рогом Брана Ниггардско-го с Севера» и с «кувшином и блюдом Ригенидда Набожного». Все эти кельтские истории в точности повторяют то, что описывал Мэлори: когда Грааль внесли в покои короля Артура, «все рыцари получили ту еду и напитки, которые они больше всего любили».
Похоже, можно с определенной долей уверенности говорить о том, что известные сегодня легенды о святом Граале были созданы между XII и XIII веками духовенством и бродячими менестрелями, которые использовали для своих песен-поэм кельтские темы, «обрамленные» в христианскую эстетику. Однако возникает еще вопрос: что именно хотели донести до слушателя барды и почему для этого они прибегали к иносказаниям-«маскировке»? В своей книге «Белая богиня» Роберт Грейвз говорит, что именно в период романтизации Грааля в Уэльсе наблюдалось возрождение друидизма — эта языческая религия выстояла вначале под натиском армий Цезаря, а потом пережила террор первых христианских миссионеров. Бран, волшебный котелок и история о необыкновенном младенце, обладавшем тайным знанием, — все эти атрибуты были неотъемлемой частью возрождения друидизма. В тот период, когда начали звучать первые произведения бардов о святом Граале, в Европе возникла и развилась серьезная оккультная организация, также связывавшая свою деятельность со Святой Чашей: орден тамплиеров. В «Парзифале» — немецкой версии романса о Граале, написанной между 1200 и 1220 годами, — особо отмечается, что Грааль охраняли рыцари, подобные тамплиерам. Это вообще одно из самых таинственных произведений, посвященных Граалю. В «Парзифале» открыто говорится о духовном стремлении овладеть ключом к познанию и просветлению. Рыцарский орден рисуется строгим и целомудренным, он размещается в «Мунзалваеше» (Замок Грааля), «под сенью девственно чистого камня... Насколько бы ни был болен человек, если он посмотрит на Грааль, через несколько недель он исцелится и смерть обойдет его стороной. Облик его никогда больше не изменится, он всегда будет таким, как в тот день, когда впервые увидел этот камень. Будь то дева или муж, если они владеют камнем 200 лет, они останутся такими же молодыми, только волосы их станут седыми... Также зовется этот камень Граалем».
Орден тамплиеров возник в 1118 или 1119 году — это была своего рода военизированная полиция, защищавшая пилигримов на дороге в недавно освобожденный от неверных турок Иерусалим. Рыцари давали ту же клятву, что и монахи, — никакого личного имущества, целомудрие, послушание — и таким образом представляли собой одновременно религиозный и военный орден. Они называли себя «бедными рыцарями Христа» — символом тамплиеров было изображение двух рыцарей, скачущих на одном коне.
Орден тамплиеров всегда был окружен неким таинственным ореолом независимости, несмотря на то что орден теоретически подчинялся папе. Тот никогда не применял к нему свою власть, как, например, к иезуитам, и фактически тамплиерами управлял великий магистр, выполнявший распоряжения великого капитула. Влияние тамплиеров росло с поразительной быстротой, в свои ряды они привлекали не только людей благородного происхождения, но и «воров, нечестивцев, грабителей, святотатцев, убийц, клятвопреступников и распутников» (при условии, что все грешники раскаялись). Два столетия спустя, когда турки вновь захватили Иерусалим, тамплиеры были уже неслыханно богаты — в одной только Франции им принадлежало 9 тысяч поместных владений.
Культ черепа
Поскольку речь идет о святом Граале, необходимо отметить еще одну форму ереси, напрямую с ним связанную: культ идола по имени Бафомет, которого обычно описывают как череп, человеческую голову или три головы. Этот культ глубоко уходит корнями именно в кельтские верования, о возрождении которых в Европе шла речь выше: весьма вероятно, что тамплиеры, якобы ревностно служившие папе, тайно поддерживали иную форму религии.
Поскольку суть тайных культов и заключается в их таинственном характере, досконально о природе этих верований говорить не приходится. Но мы можем предположить, что они прямо выводят свое происхождение из глубины веков к друидам-кельтам, которых обнаружил Юлий Цезарь и которых так и не сумели подавить во времена наступления христианства. Другими словами, возможно, тамплиеры защищали или пропагандировали запрещенный элемент истинного католицизма, который Джефри Эш описывает как «Нечто Иное, неизвестное или забытое даже в Риме». Он же подчеркивает, что в средние века не было четкой грани между «белой» магией и колдовством, между колдовством и дохристианскими культами или между самими культами и мрачной христианской ересью: «Итальянцы честно называют колдовство Старой Религией. Таким образом, святой Грааль с небывалой легкостью претерпел самые немыслимые трансформации».
Смысл святого Грааля
Интерпретация вышеизложенного лучше всего происходит с позиций мистического и туманного символизма баллад о Граале. Для кельтских бардов, которые, маскируя скрытый смысл предания, распевали свои песни при всех королевских и аристократических дворах Европы, святой Грааль олицетворял волшебную силу вечной молодости и жизни. По их мнению, эту волшебную тайну знали древние боги и их жрецы — каменные изображения этих богов до сих пор можно встретить на покрытых зеленью склонах гор Западной Европы, и новая, христианская религия оказалась против них бессильной. Возможно, не более чем совпадением является то, что линия летнего солнцестояния проходит через Южную Британию, — сегодня многие убеждены, что еще в доисторические времена так было обозначено место, где Христос впервые ступил на землю Британии в Маунтс-Бее и, вне всяких сомнений, проследовал далее в древний святой центр Гластонбери. В этом мифе, как и в легенде о святом Граале, до сих пор слышны отголоски глубокой старины.
Однако сегодня легенды о Гластонбери выглядят в несколько ином свете. Историю о том, что, как только Иосиф воткнул свой посох в землю, корявая, колючая палка мгновенно пустила ветви и зацвела, сочинил в XVIII веке хозяин местного постоялого двора. Кустарник, который растет в тех местах сегодня — говорят, происходит от того самого, «иосифовского», — это чахлая разновидность боярышника (Crataegus oxycantha), который размножается почкованием. Ягод у этого растения не бывает, но цветет оно в мае и иногда в январе, то есть примерно на Рождество по юлианскому летосчислению. Несмотря на многочисленные попытки, разыскать могилу Иосифа так и не удалось. А так называемый Кубковый Колодец — это еще одна местная легенда, родившаяся, по всей видимости, в викторианские времена.
Но сам Грааль поистине святой — он и был святым задолго до Христа.
Невероятные знания племен Земли о космосе и общее тайных религий
Первые астрономы
7 января 1610 года Галилей объявил, что с помощью недавно изобретенного им телескопа он наблюдал четыре луны, вращающиеся по своим орбитам
вокруг планеты Юпитер. Это заявление сейчас же
вызвало бурные обсуждения среди публики. Галилей
слыл человеком, не вызывавшим особого доверия,
поэтому точность его телескопа и наблюдений сразу
же стала оспариваться и подвергаться нападкам в изданных против него памфлетах. Власти также заинтересовались этой историей, поскольку если бы Галилей оказался прав, то это бы поставило под сомнение общепринятую версию устройства мира, согласно которой Земля располагалась в центре Вселенной.
Его противниками было высказано множество контрверсий, долженствующих объяснить, что же именно
наблюдал Галилей — оптическую иллюзию, сияние
ореола планеты, блики отражения, люминесцирующие облака, или, возможно, его выводы являлись
следствием самообмана. Английский ученый и писатель Артур Кестлер отмечал, что все элементы этих
гипотез были в точности такими же, как и те, какими спустя 300 лет пытались объяснить замеченные
«летающие тарелки». «Спутники Юпитера в 1610 году
представляли собой не что иное, как угрозу мировоззрению добросовестных ученых, точно так же как
экстрасенсорное восприятие в 1960-м».
Сегодня мы знаем, что Галилей был прав, и интеллект нашего современника, пусть даже обладающего весьма ограниченными познаниями относительно силы гравитации и ее роли в движении небесных
тел, без всякого труда воспримет то, что не только Юпитер, но и многие другие планеты имеют вращающиеся вокруг них спутники-луны. Но был ли Галилей первооткрывателем? И является ли телескоп
необходимым и единственным приспособлением для наблюдения таких удаленных объектов? Задолго до
самых простейших теорий некоторые примитивные
племена и древние общества имели представление о размерах Вселенной, намного превышающих все вообразимые. Заинтересованность ранних цивилизаций
движением небесных тел сама по себе удивительна;
трудно поверить, что некоторые люди, глядя на звездный свет в ночном небе, могли вообразить маленькие сферы, вращающиеся по невидимым орбитам.
Пигмеи из леса Итури
Тем не менее некоторым это было доступно, как,
например, пигмеям из лесов Итури в Центральной
Африке. Французский антрополог Жан Пьер Алле,
ставший почетным членом племени эфе и прожив
ший среди них полтора года, был очень удивлен,
когда узнал, что они издавна называют Сатурн Bibi
Tiba Abutsiua'ani — «звездой с девятью лунами».
Этот астрономический факт во времена путешествия Алле еще не был известен, 9 спутников Сатурна
были открыты в 1899 году американцем В. Г. Пикерингом. В 1966 году французский астроном Одуэн
Дольфюс открыл крошечный десятый спутник, всего 200 километров в диаметре, но эта луна, конечно, слишком мала, чтобы быть замеченной пигмеями. По этому поводу Алле писал: «Я никогда не встречал представителей языковой группы банту или суданцев, которым вообще было бы известно о каких-
то лунах Сатурна, не говоря уже о девяти. Большинство европейцев и американцев не лучше информированы относительно наличия и количества спутников Сатурна».
Догоны
На юге пустыни Сахара обитают четыре родственных африканских племени, жизнь которых в 1946 —
1950 годах изучали французские антропологи Марсель Гриоль и Жермен Дитерлен. Они много времени
прожили с людьми догонов и были приятно удивлены решительностью четырех главных жрецов, с которой те настойчиво посвящали их в свои древние и тайные традиции. В том, что рассказы ученых совершенно правдивы, не может быть никаких сомнений; догоны относились к ним с огромным уважением, а когда в 1956 году Гриоль умер, в Мали собралось более 250 тысяч африканцев, чтобы отдать его праху последнюю дань.
Рисуя модели и символы на пыльной земле, жрецы догонов изложили французским ученым свои знания о Вселенной, унаследованные ими с древнейших времен. Их концепция с потрясающей точностью соответствовала тому, что сегодня известно о строении Вселенной. В центре их внимания располагалась звезда Сириус — самая яркая на небе; как известно, Сириус двойная звезда, вокруг видимого глазу Сириуса А вращается «белый карлик» Сириус
В, состоящий из вещества большой плотности и совершенно недоступный для наблюдения невооруженным глазом. Впервые Сириус В, выглядевший как крошечная светлая точка, обнаружил в 1862 году американец Элвен Кларк благодаря мощнейшему для того
времени телескопу; до 1970 года его не удавалось сфотографировать, поскольку яркость Сириуса В в 100
тысяч слабее яркости Сириуса А. Мало того что догоны знали об этой звезде, им, кроме того, было
известно множество ее характеристик. Они знали, что эта звезда белая, что хотя она «очень маленькая»,
но одновременно это «самая тяжелая звезда», состоящая из вещества «тяжелее, чем все железо Земли», —
неплохое описание для плотности Сириуса В, которая так велика, что кубический метр весит около 20
тысяч тонн. Им было известно, что период обращения Сириуса В по орбите вокруг Сириуса А составляет 50 лет, а также то, что эта орбита представляет собой не окружность, а эллипс (несмотря на то что
эллипс — обычная траектория движения небесных
тел, этот факт не очень широко известен за пределами мира профессиональных астрономов).
Остальные их знания из области астрономии были
не менее потрясающими. Они изобразили кольцо,
окружающее Сатурн, недоступное невооруженному
глазу; они знали о четырех главных спутниках Юпитера; им было известно, что планеты вращаются вокруг Солнца, и в том числе Земля, которая, кроме
того, вращается и вокруг своей оси; что самое удивительное, они были уверены в том, что Млечный
Путь имеет спиралеобразную форму. Последний факт
не был известен астрономам вплоть до нынешнего
столетия. Догоны верили, что эти знания оставлены
им внеземными пришельцами.
Maopи
Первые путешественники в Новую Зеландию обнаружили там народность маори, отличающуюся от
догонов, но тоже имеющую разнообразные и обширные знания о звездах и планетах, предположительно
полученные с использованием астрономических методов еще до того, как они приплыли сюда через полинезийские острова со своей родины, точное местоположение которой неизвестно, — впечатляющий
подвиг навигации эпохи неолита. Один из исследователей в 1814 году писал: «Они дали имена большей
части звезд и созвездий, а также маорийцы подчинены некоторым забавным традициям, которые поддерживают с суеверным трепетом. В летнее время
для них совершенно обычное дело бодрствовать большую часть ночи, наблюдая за движением звезд на небосводе, и справляться о точном времени, когда появляется та или иная звезда». Самым необъяснимым
наблюдением, сделанным маори, является то, что
одна из планет, которую они называют Пареару, окружена кольцом. Из их легенд неясно, идет ли речь о
кольцах Сатурна или о полосах на Юпитере, но в наши
дни ни то, ни другое нельзя увидеть невооруженным
глазом.
Первые телескопы
Каким образом эти загадочные племена приобрели свои знания? Что касается маори, то нельзя исключать вероятность того, что кто-то из членов племени обладал нечеловечески острым зрением. Телескопическое зрение; присутствие увеличивающего эффекта атмосферы; более яркие и заметные сквозь
чистый воздух кольца и полосы на небесных телах;
далекие времена, когда планеты были ближе к Земле, чем теперь, — все эти возможности для точных
наблюдений хотя и выглядят маловероятными, но все же не должны полностью исключаться. Но знания
догонов из Мали и пигмеев из джунглей Итури совершенно другого рода. Двое французских антропологов прекрасно понимали суть этой проблемы: «Каким образом, не имея в своем распоряжении никаких инструментов, эти люди могли узнать о движении и основных характеристиках фактически невидимых звезд?» Возможно, их научил астрономии кто-то
другой, но не европейские путешественники, так как
верования этих племен уходят корнями далеко в прошлое; возможно, это произошло благодаря контактам с цивилизациями древней Месопотамии, Египта
или Греции. Последнее гораздо более вероятно. (И
об этом — в следующем сюжете.)
Хотя Галилея обычно считают первым ученым,
использовавшим телескоп, на самом деле это устройство в примитивном виде существовало задолго до
него. Первые стеклянные изделия, изготовленные
человеческими руками, найдены в Египте и датируются примерно 3500 годом до н. э., а примитивные
линзы, изготовленные около 2500 года до н. э., были
обнаружены на Крите и в Малой Азии. От изготовления линз до создания простейшего телескопа всего
один короткий и простой шаг, для этого требуется
всего лишь поместить одну линзу против другой, а такое могло произойти тысячи раз. Галилей и сам
писал, что «древние» были знакомы с телескопом.
В III веке до н. э. Евклид изложил выведенные им
принципы увеличения и рефракции света, а в греческих трагедиях встречаются упоминания об увеличительном стекле в форме сферы, наполненной водой. Позже близорукий римский император Нерон,
чтобы хорошо видеть гладиаторские бои, пользовался подзорной трубой с линзами, сделанными из отшлифованных изумрудов.
Неизвестно, насколько эффективными могли быть
эти телескопы и насколько обширными знаниями
обладали жрецы-астрономы ранних цивилизаций. В
Вавилоне были известны фазы Венеры, возможно,
им также удалось наблюдать спутники Юпитера и
Сатурна, хотя относительно Сатурна они полагали наличие семи спутников вместо девяти. Если секреты
египетских пирамид разгаданы правильно, то это означает, что знания египтян простирались куда шире,
чем все вышеупомянутые, и включали концепцию
устройства Вселенной, которую позже позаимствовали пифагорейцы и ученики философской школы
Платона, сформировавшие основы цивилизованного
мышления. Знания египтян безусловно должны были
включать все, что сегодня известно догонам и итурийским пигмеям, и еще многое кроме этого.
Еще одно возможное объяснение напрашивается
благодаря современным опытам с экстрасенсорным
восприятием и зрением «на расстоянии». Для сверхчувственного восприятия, которое современные исследователи психики считают всепроникающим, расстояние не имеет значения. Двое убежденных в этом
исследователей, Инго Сван и Гарольд Шерман, записали свои впечатления от мысленного «полета» на
Юпитер и Меркурий перед тем, как туда были запущены ракеты «Пионер-10» и «Маринер-10». Их описания в точности совпали с полученными результатами — плотные ярко окрашенные облака, голубые
ледяные кристаллы, вихреобразные смерчи на Юпитере, тонкая атмосфера, слабое магнитное поле на
Марсе и гелиевый хвост этой планеты в космосе,
направленный от Солнца (это было неизвестно астрономам до полета «Маринера-10»). Знания, которыми обладают догоны, едва ли точнее этих сведений, и хотя они уверены, что эта мудрость оставлена
им в наследство гостями из космоса, может быть, на
самом деле они получены от жившего когда-то среди
них мудрого ясновидца, отправившего свой разум в
путешествие к самой яркой звезде на небосводе и
поведавшего потом о чудесах, которые он увидел.
Амфибии с сириуса
С древнейших времен звезда, которую современные астрономы называют Сириус В, занимала свя-
щенное место в религии догонов. Откуда же они могли
знать о ней так много? Можно, пожалуй, назвать два
возможных объяснения этого факта: либо догоны
пользовались какими-то средствами видения на расстоянии, либо, как глубоко убеждены сами догоны,
знания переданы им пришельцами с Сириуса, которые высаживались на Земле. Последняя гипотеза была
исследована и поддержана историком Робертом Темплом в книге «Тайна Сириуса», где он приводит убедительные доказательства того, что догоны являются
последними людьми на Земле, которые поклонялись
внеземным пришельцам — амфибиям, высадившимся в Персидском заливе на заре цивилизации, и па-
мять о которых сохранилась в рисунках и легендах,
повествующих о древних богах Вавилона, Египта и
Греции.
Номмо
Догоны называют этим именем живущие в воде
создания. Считается, что они обитают в сигарообразных сооружениях типа ковчега, и догоны изображали на рисунке, как «крутится и вращается движущийся ковчег». Они описали производимый им при
движении шум и грохот, а также возникающие при
этом на земле вихревые пыльные смерчи. В других
легендах говорится о «бьющей струями крови» из корабля, что можно объяснить опустошением ракеты;
также догоны различали корабль, который действительно опустился на Землю, и похожий на звезды
объект в небе, который мог быть межзвездным космическим кораблем.
Все это могло бы оставаться научной фантастикой, если бы эрудиция и исследовательский интерес
Роберта Темпла не привели его на родину догонов в
Ливию, а оттуда к несомненной параллели между
Номмо и Оаннесом, богом-амфибией Вавилона,
высшим существом, которое, по преданиям, вместе
со своей свитой научило жителей Шумера математике, астрономии, сельскому хозяйству, письменности, социальной и политической организации, другими словами, по выражению профессора Корнелльского университета Карла Сагана, «всему необходимому для перехода от первобытнообщинного общества к первой цивилизации». Уцелевшие фрагменты «Истории Вавилона», написанной по-гречески
жрецом по имени Беросс, следующим образом описывают Оаннеса: «Его тело точно как у рыбы, но под
рыбьей головой есть еще и человеческая, а внизу
рыбий хвост заканчивается человеческими ногами.
Голос и речь звучат как человеческие; воспоминания
о нем хранятся по сей день... Поскольку они являются амфибиями, то с заходом солнца погружаются под
воду и проводят ночь в темноте».
Тайные религии
Устанавливая параллели между двумя богами,
Роберт Темпл приводит доказательства того, что являющаяся сердцевиной классических «тайных религий» связь между Оаннесом и Сириусом далека от
однозначного толкования потому, что предусмотрительно записана в закодированной форме; основатели мистерий не были расположены выдавать потаенные знания, которым их обучили. Связь с Сириусом открывается благодаря различным ключам к разгадке: например, частым повторениям мотива числа
50 — это и период обращения Сириуса В, и количество собакоголовых божеств — или другим упоминаниям о собаках в связи с Сириусом А, «собачьей звездой».
Темпл перечисляет множество легенд, имеющих
отношение к данной теме, но поскольку все они весьма уклончивы, то нет ничего удивительного в том,
что у этих легенд имеется множество интерпретаций.
Но нельзя не согласиться с тем, что во множестве из
них присутствует фактор Сириуса. Более того, в книгу
не вошло большое количество материалов из греческой мифологии, также подтверждающих его теорию.
Особый интерес вызывает история с острова Родос о
его легендарных обитателях тельхинах.
Древнегреческий историк Диодор (I век до н. э.)
писал, что тельхины «открыли точные науки и затем
познакомили людей со многими другими полезными
для человечества вещами. Также, как говорят, они
были первыми, кто послужил прообразом для создания статуй богов, и многие античные изображения
богов названы в их честь». Такое описание тельхинов как носителей цивилизации позволяет провести параллель между Оаннесом и рыболюдьми из Персидского залива, которая даже более убедительна, чем то, что их характеризовали как магов, умеющих управлять погодой, собирать облака, вызывать дождь и
град; их называли и «подводными духами» и «демонами морских глубин».
Вот лишь некоторые районы Старого Света, где
можно найти следы древней догонской традиции.
Персидский залив. Обиталище аннедотов, рыболюдей, которые, как считали жители Вавилона, при-
несли им цивилизацию. Первого и самого знаменитого из них называли Оаннес, или Оэ; говорили, что
он явился из «большого яйца». Появились они на
рассвете истории, раньше II века н. э., когда Плутарх писал о мистическом «человеке», который раз в
год появляется из залива, а «остальные дни своей
жизни проводит, скитаясь с нимфами».
Эриду. Древнейший город в Шумере, где впер-
вые «обрушился с небес» царский корабль. Это был
город Энки, или Эа, бога мудрости и покровителя человечества. Считали, что он живет в подводном
дворце Апсу, и следы поклонения ему в виде куч
рыбьих костей обнаружены в древнейших храмах в
Эриду (3500 год до н. э.).
Филиста. Здешние жители поклонялись двум божествам — амфибиям Дагонам (!) и Атаргатис, соответственно мужского и женского пола, которые изображались с рыбьими хвостами и человеческими телами. Атаргатис также известна как «сирийская богиня», родившаяся из «яйца», которое упало с небес в
воды реки Евфрат.
Фарос. Жилище бога-амфибии Протея, известного под именем «морской старик». Он мог менять
свой облик и предвидеть будущее. Обычно отдыхал в
пещерах, среди морских львов, «укрывшись от зноя
звезды Сириус». Многие из мифологических греческих героев обращались к нему как к оракулу.
Озеро Тритон. Жилище бога-амфибии Тритона,
который мог предсказывать будущее и обладал огромной силой, дававшей ему почти неограниченные возможности, включая власть над морем. Он помог аргонавтам, когда их корабль потерпел крушение на
озере Тритона. (Темпл указывает на важную роль
Сириуса в мифе о 50 аргонавтах.)
Эгейское море. Жилище другого «морского старика» по имени Нерей, который, как Протей и тельхи-
ны, мог менять облик и делать предсказания. У него
было 50 дочерей, Нереид, которые, как и он, изображаются с человеческими телами и рыбьими хвостами. Считали также, что он живет в Эридане, что
связывает его с шумерским богом Энки в Эриду.
Делос. Излюбленное место пророка и амфибии,
бога Главка («Серо-зеленого»), который научил предсказывать будущее Аполлона, греческого бога пророчеств (оракул в Дельфах).
Танагра. Здесь в храме Диониса выставлялся за-
бальзамированный «Тритон». Древнегреческий писатель и путешественник II века Павсаний видел его и
еще одного такого же в Риме: «Тритоны действительно достопримечательность; волосы на их головах похожи на лягушек в стоячей воде — не только по цвету, но еще и из-за того, что они очень гладкие и
невозможно отличить один волосок от другого; все остальное их тело покрыто чешуйками, как кожа акулы. У них человеческий нос и жабры позади ушей,
рот очень большой и зубы как у дикого чудовища.
Мне показалось, что их глаза серо-зеленого цвета, а
руки, пальцы и ногти покрыты коркой наподобие
морских ракушек. От груди и живота книзу вместо
ног идет хвост дельфина».
Фигалия. Местоположение древнего храма, описанного Павсанием, где хранилось изображение Артемиды (по Темплу, богини с Сириуса), — сверху до
талии женщины, а ниже — рыбы. Также она известна как Эвринома — одна из древнейших греческих
богинь, обитавшая в море.
Родос. Жилище тельхинов, богов-амфибий, обладавших волшебной силой, которых одновременно
боялись и уважали. Зевс задумал лишить их могущества и наслал непогоду, разбросавшую их вокруг Родоса; некоторые спаслись на Люсии, где построили
храм Аполлона, другие укрылись в Греции, превратившись в 50 «гончих псов Актеона».
Доисторическое электричество, планер и аналоговый компьютер
Летом 1977 года был опубликован отчет о результатах исследований содержимого 81 могилы на Черноморском побережье Болгарии. Все они относятся примерно к 4500 году до н. э., ко времени, когда
достижения технической мысли в основном ограничивались деревянными или глинобитными хижинами, различными каменными орудиями и керамическими горшками.
Это кладбище произвело столь сильное впечатление на составлявшего его описание археолога, профессора Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе Марию Гимбутас, что она даже прибегла к редко встречающейся в академическом языке терминологии. «Могилы, — писала она, — являются сенсационными по их необычайному богатству золотом, медью, мрамором, обсидианом, кремнием, различными полудрагоценными камнями и эгейскими раковинами, а также такими свидетельствами технологического прогресса, как графит и позолоченная керамика».
Вновь археологическое открытие подернулось флером исторической романтики — ведь речь могла идти о погибшей цивилизации, намного опередившей в
развитии свое время, которая некогда процветала в сердце Европы. Представляется, что «народ Караново» жил идиллической жизнью, характеризовавшейся благоденствием и равенством в одно и то же время
(лишь в пяти из всех могил не было найдено богатой утвари). Наиболее примечательна в этом смысле могила богатого человека, похороненного с целым запасом золотых украшений — тремя золотыми ожерельями, шестью массивными золотыми браслетами (по три на каждую руку), двумя прямоугольными серьгами тонкой работы из золотой проволоки, шестью
маленькими золотыми заколками для волос и различными золотыми дисками, которые когда-то были нашиты на одежду. У плеча погребенного лежал, по
описанию Марии Гимбутас, «каменный топор великолепной работы с рукояткой из золота, а по другую сторону было положено медное копье, древко которого было также в золотой оправе».
Технические достижения
В последние годы подобные потрясающие открытия следуют буквально одно за другим. В начале 1977 года директор лондонского Института археометаллургических исследований профессор Бено Ротенбергобъявил о находке в Израиле и Испании медных рудников и плавилен, относящихся к четвертому тысячелетию до н. э. Это открытие, отодвинувшее установленное ранее время появления первых медных
копий на целых две тысячи лет назад, означало, по его словам, «полный переворот в наших представлениях о древней технологии горного дела».
Между тем археологи Андриан Бошье и Пьер Бомон обнаружили на юге Африки следы разработок охры, умаляющие значение этих ближневосточных и
европейских находок. Исследования углеродистым методом, проведенные в Гронингенском университете в Голландии, показали, что один из добывающих комплексов активно использовался в период с
26 по 20 тысячелетие до н. э., а начал действовать,
возможно, даже ранее 40000 года до н. э.! Возраст
35—50 тысяч лет, установленный для костей с зарубками, найденных в другом месте, «свидетельствует о способности человека этого давнего периода считать». С трудом веря в собственные открытия, ученые были вынуждены сделать вывод, что «истинное
время начало разработок месторождений в Свазиленде — приблизительно 80—70 тысячелетие до н. э.»
Чудеса человеческие
Чудеса человеческие
Такие открытия должны существенно повлиять на
две группы ученых, исследующих доисторическую
эпоху, которые оказались в разных лагерях. С одной
стороны стоят ортодоксальные археологи, воспитанные в те времена, когда верить во что-либо, кроме постепенного распространения цивилизации с Ближнего Востока в годы, последовавшие за изобретением письменности примерно в 3000 году до н. э., считалось ересью. Для этой постоянно сокращающейся команды и даже для тех, кто изменил свои взгляды и согласен с тем, что процессы развития цивилизации
шли независимо в нескольких разных центрах, любые очень древние диковинки вроде табличек с письменами или громоотводов безоговорочно являются
плодами либо мошенничества, либо неверного толкования, либо ошибок в определении возраста находок. По другую сторону находятся экстравагантные
писатели, имеющие склонность верить, что любая
удивительная древность, будь то скульптурное изображение гигантской головы, пирамида или даже колесо, — пример внезапного вмешательства утрачен-
ной суперпередовой технологии, существовавшей в
некое неопределенное стародавнее время. Для обеих групп новые открытия — поучительное напоминание
о том, каких чудес человек может достичь самостоятельно, не прибегая к помощи странствующих египетских жрецов или пришельцев из космоса.
Доисторическое электричество
Одним из примеров тому служит древнее использование электричества. В июне 1936 года во Время проведения под Багдадом земляных работ железнодорожные строители натолкнулись на древнюю могилу, закрытую каменной плитой. В течение двух месяцев сотрудники иракского департамента древностей извлекли оттуда целую груду предметов, относящихся к парсскому периоду (248 год до н. э. —
226 год н. э.), общим числом около 613 — бусин,
глиняных фигурок, разных кирпичей и т. п. Но среди этих находок оказался предмет, представляющий необыкновенный интерес, — медный цилиндр с железным стержнем, который немецкий археолог Вильгельм Кениг, возглавлявший в то время лабораторию
Иракского музея, вскоре с большой долей вероятности идентифицировал как примитивную электрическую батарею. Вернувшись в Германию, в Берлинский музей, он сопоставил находку с другими иракскими цилиндрами, стержнями и асфальтовыми пробками, которые все носили следы коррозии, словно
были разъедены кислотой, и несколькими более тонкими железными и бронзовыми стержнями, найденными вместе с ними. Он пришел к заключению, что
для повышения напряжения использовались целых 10
батарей, параллельно соединенных с непосредственной целью получения тока для гальванического покрытия прекрасных местных — позолоченных и посеребренных — ювелирных изделий.
Этот замечательный вывод привлек к себе весьма
слабое внимание по причинам, которые хранитель
лондонского Музея науки химик и физик Уолтер Уинтон разъяснил, когда в 1962 году прибыл в Багдад для реорганизации Иракского музея, переводившегося в новые здания. «Скажите любому физику, —
заметил он, — что электрический ток использовался
за 15 столетий до Гальвани и его лягушачьих лапок, и
вы услышите в ответ: «Вздор! Смехотворная идея! Не-
возможно!» Такой была и моя собственная реакция,
когда я впервые услышал об этом. Я отнесся к этому
с крайним подозрением. Ложное толкование фактов,
мистификация, подделка, очередной ухмыляющийся пилтдауновский череп. Ведь если бы это было правдой, то должно было стать величайшей новостью во
всей истории науки!»
Примитивная батарея
Однако, увидев батарею, он сразу же признал в
ней примитивный электрический элемент. Сегодня
он говорит, что, «не будучи археологом, я сразу же
метнулся прямо в направлении простейшего научного решения. Я до сих пор не вижу, для чего еще это могло бы использоваться, и если у кого-нибудь есть
лучшие идеи на этот счет, то мне о них не сообща лось. Для абсолютного подтверждения данной версии не хватало некоторых аксессуаров вроде соединительных проводов, и я посчитал важным обнародовать мою интерпретацию для того, чтобы археологи начали искать их помимо обычных содержащихся в захоронении знакомых им предметов. Действительно ли практические знания в области электричества столь
немыслимы в тот период? Я уверен, что возможности древних людей значительно недооценены. Наверно, сама идея о невероятности этого просто укоренилась в умах неверящих, а надменная гордость современными научными достижениями мешает нам
поверить, что действие электрического тока могло быть известно нашим месопотамским предкам 2000 лет назад».
Электрические опыты
В ходе двух экспериментов, проводившихся независимо один от другого в Соединенных Штатах с точными копиями элементов, каждая батарея давала
в течении 18 дней ток напряжением 0,5 вольта. В
качестве электролита применялись пятипроцентный
раствор уксуса, вино или медный купорос. Известные в то время серная и лимонная кислоты в равной степени хорошо обеспечивали работу батарей. Несмотря на все разумные сомнения, именно таково, значит, и было их предназначение; и если встать на
точку зрения, что электричество в те времена действительно применялось, то сразу же возникает целый спектр новых возможностей. Золочение и серебрение существовали в Месопотамии еще за 2000 лет, а в других местах, судя по новой болгарской находке, более чем за 4000 лет до того времени, к которому принадлежит батарея. Как давно использовалась техника гальванического покрытия? Является ли она
первоосновой для древнего искусства алхимии, методов превращения неблагородных металлов в золото? Вероятный ответ на это — утвердительный.
Точно так же внешне сумасбродное предположение, что египетские строители пирамид пользовались
электрическим освещением, теперь не кажется столь уж невероятным. Здесь существует настоящая загадка, подмеченная в XIX веке сэром Норманом Локаэром. В глубине пирамид в полной темноте на твердом камне были выгравированы замысловатые изображения, выполненные в мельчайших подробностях.
Совершенно очевидно, что художникам нужно было
какое-то освещение. Однако следов копоти, которые оставили бы даже хорошо отрегулированные факелы и масляные лампы, обычно использовавшиеся
в ту пору, на стенах не видно. Может быть, они пользовались фонарями на батареях? На стенах гробницы Дендеры выгравированы изображения приспособлений, странным образом напоминающих электроизоляторы и электрические светильники, хотя физические остатки их прототипов пока еще не найдены. Редкий археолог, наверно, как и в случае с багдадскими батареями, признал бы их предназначение в случае, если бы они были обнаружены.
Другие странные вещи, относящиеся к позднему периоду древней истории, о которых часто говорится
в фантастической литературе, также свидетельствуют о практическом опыте в области применения технических наук. Деревянные флагштоки примерно тридцатиметровой высоты, покрытые медной оболочкой, устанавливавшиеся перед египетскими храмами, служили согласно их описанию, сделанному в
320 году до н. э., в период царствования Птолемеев, для того, чтобы «срезать молнию с неба».
Модель планера из Саккары, места строительства
первой ступенчатой пирамиды, вероятно относящееся к тому же времени, что и громоотводы, имеет размах крыльев 18 сантиметров и свидетельствует об определенном уровне познаний в области аэродинамики. Однако куда более сомнительным представляется то, что она является уменьшенной масштабной
моделью более крупного летательного аппарата. В
большинстве комментариев она сравнивается с проектами самолета Леонардо да Винчи, которые при их теоретической осуществимости никогда на практике
реализованы не были.
Возле острова Антикитера аквалангистами были найдены изъеденные коррозией детали какого-то металлического устройства, которые после их очистки оказались сложной системой циферблатов и шестеренок, относящейся к 65 году до н. э. Ее назначение было разгадано в 1959 году, когда Дерек де Солла
Прайс из университета в Принстоне, штат Нью-Джерси, доказал, что это разновидность аналогового компьютера, использовавшегося для облегчения астрономических расчетов. В журнале «Сайентифик аме
рикэн» он отметил, что «немного страшно осознавать, что древние греки, перед самым закатом их великой цивилизации, так близко подошли к наше му времени не только в своем мышлении, но и в своей научной технологии».
Изобретательность
Такие находки (а их, несомненно, было бы больше, если бы велся активный поиск) не влекут за собой необходимость полностью переписать историю
науки, в связи с ними скорее возникает вопрос о
переоценке присущей человеку гениальности. Однако, как истинные аномалии в области изобретательности, они имеют большое значение для следующей
темы — спорных открытий, относящихся к тоже ран-
ней письменности. Если древние люди методом проб
и ошибок смогли понять, как использовать электричество и догадаться о природе полетов аппаратов тяжелее воздуха, то кто мы такие, чтобы устанавливать
пределы их возможностей в других сферах, какими
бы неправдоподобными они поначалу ни казались?
Следы погибшей цивилизации
Творения человеческих рук, замурованные в горные породы, возраст которых исчисляется миллионами лет, еще недавно игнорировали. И не кто-нибудь, а сами ученые. Ведь находки нарушали общепризнанный факт эволюции человека и даже образования на Земле жизни.
КАКИЕ же артефакты попадаются в горных породах, в которых по существующей теории происхождения и развития человека не должно быть абсолютно ничего? Не будем говорить о многочисленных каменных орудиях, которые производились во времена, когда, по утверждениям ученых, человека не существовало. Вспомним о более экзотических находках. Например, в 1845 г. в одном из карьеров в Шотландии был обнаружен гвоздь, вкрапленный в глыбу известняка, а в 1891 г. в одной из американских газет появилась заметка о золотой цепочке длиной около 25 см, которая оказалась замурованной в глыбу угля возрастом менее 260 млн. лет. Сообщение о крайне необычной находке было опубликовано в научном журнале в 1852 г. Речь шла о таинственном сосуде высотой около 12 см, две половинки которого были обнаружены после взрыва на одном из карьеров. Ваза с четкими изображениями цветов находилась внутри горной породы возрастом в 600 млн. лет. В 1889 г. в штате Айдахо (США) при бурении скважины с глубины более 90 м была извлечена небольшая глиняная фигурка женщины высотой около 4 см. По оценке геологов, ее возраст был не менее 2 млн. лет.
В 1912 г. на одной из электростанций в штате Оклахома при дроблении массивной глыбы угля из нее выпала самая обыкновенная железная кружка... О том, что она была на самом деле заключена в уголь, свидетельствовали характерные выемки, оставшиеся в кусках породы. Удалось выяснить, что возраст доставленного на электростанцию угля был около 300 млн. лет. Уникальная находка, опять же в штате Оклахома, была сделана в одной из угольных шахт в 1928 г. После взрывных работ в забое была обнаружена самая настоящая стена, сложенная из идеально гладких кубических бетонных блоков. Руководство шахты прекратило разработку угля и запретило шахтерам сообщать кому-либо об увиденном.
Немало были удивлены в 1968 г. рабочие каменоломни Сен-Жан-де-Ливе (Франция), когда внутри мелового пласта возрастом около 65 млн. лет обнаружили полуовальные металлические трубы различных размеров, явно изготовленные разумными существами. Совсем недавно уже в России в древней породе был найден обыкновенный болт, который угодил в камень около 300 млн. лет тому назад...
Последней же сенсацией среди аномальных находок можно считать Чандарскую карту, обнаруженную в Башкирии. Карта представляет собой каменную плиту с рельефным изображением района от Уфимской возвышенности до г. Мелеуза. На карте изображены многочисленные каналы, а также плотины и водозаборы. Плита с картой состоит как бы из трех слоев: первый является основой и представляет собой вещество, напоминающее цемент, два других слоя – из кремния и фарфора — явно предназначались не только для лучшего отображения деталей рельефа, но и для сохранности всего изображения в целом. По мнению ученых, ей около 50 млн. лет... Как считает проректор Башкирского университета А. Н. Чувыров, карту могли изготовить пришельцы из космоса, которые в давние времена собирались обживать нашу планету.
Итак, мы перешли к вопросу об авторстве многочисленных аномальных находок. Пожалуй, проще да и выгоднее для ученых свалить все на несчастных гуманоидов. То болтик потеряли, то кружечку, а в Башкирии так и карту весом в одну тонну обронили...
ГОРАЗДО более серьезной гипотезой, объясняющей аномальные находки в горных породах, является предположение о существовании на Земле в далеком прошлом протоцивилизации, достигшей высокого развития и сгинувшей в глобальной катастрофе. Эта гипотеза больше всего раздражает ученых, ведь она ломает более-менее стройную концепцию не только возникновения и развития человечества, но и в целом образования жизни на Земле.
Хорошо, допустим, люди существовали миллионы лет назад и даже бегали наперегонки с динозаврами, тогда должны и от них остаться какие-нибудь окаменевшие косточки. В том-то и дело, что остались! В 1850 г. в Италии в породах возрастом около 4 млн. лет был обнаружен скелет, по своему строению вполне соответствующий скелету современного человека. А в Калифорнии в золотоносном гравии возрастом не менее 9 млн. лет также были найдены человеческие останки. Эти находки не были единичными, но также, как все обнаруженные в очень древних породах человеческие останки, выбивали почву из-под ног консервативно настроенных ученых: аномальные косточки либо прятали в запасники, либо объявляли подделкой.
В конечном счете получается, что в распоряжении ученых имеются не только аномальные артефакты, но и весьма древние останки людей, не вписывающиеся ни в какие хронологические рамки предполагаемой эволюции человека. Что же со всем этим делать? Конечно, каким-то образом систематизировать и увязывать между собой. Но для этого нужны воистину смелые люди.
Настоящими революционерами будут те, кто осмелится пересмотреть историю развития разумной жизни на Земле. Не исключено, что на них, кроме научной среды, будут давить и госчиновники, и даже спецслужбы. У нас же до крайности не любят паники, и доказательства катастрофы, в которой погибла аналогичная нам, а может, более могущественная цивилизация, могут кому-то показаться совершенно лишними. Что же касается спецслужб, то вспомните о шахте, которую закрыли в штате Оклахома после обнаружения среди угля бетонной стены. Кто знает, может, где-нибудь уже есть засекреченная шахта, где под усиленной охраной военных в недрах Земли идет настоящая разработка бесценных артефактов погибшей цивилизации...
Федор ПЕРФИЛОВ.
(«Мир новостей»,
№ 32,2000).
Сайт создан в системе
uCoz